О фильме: Один из самых известных фильмов Альфреда Хичкока, мирового патриарха детективного жанра. Отставной полицейский детектив (Стюарт), страдающий боязнью высоты, по просьбе старого школьного приятеля начинает слежку за его женой и влюбляется в нее… Рассказывать дальнейшее содержание бесполезно, все в картине построено на психологических нюансах, создающих завораживающий, гипнотический эффект. Это фильм-наваждение, и смотреть его можно много раз. По роману Пьера Буало и Пьера Нарсежака «D Entre les Morts». Номинации за работы художников и звук. «Наиболее дискутируемая работа мастера; безнадежно сардоническая и требующая многократного просмотра. Самая личная и пугающе саморазоблачающая картина Хичкока, «Головокружение» — это история человека (Стюарт здесь — сам Хичкок), одержимого образом бывшей любви (Новак здесь в роли Веры Майлз), который пытается все более интенсивно переделать другую женщину (Новак в роли Новак) в этот образ. Попробуем объяснить. Итак Стюарт — бывший полицейский Сан-Франциско, страдающий от головокружения, вызываемого боязнью высоты. Ему звонит бывший одноклассник, корабельный магнат Гэвин Элстер (Хелмор), и он соглашается поиграть в детектива и последить за женой миллионера Мадлен (Новак), так как Элстер опасается за ее жизнь. Элстер еще зловеще спрашивает его «Вы верите, что кто-то умерший, кто-то из прошлого может овладеть живым существом?» Последив за Мадлен некоторое время, Стюарт становится одержимым ею — глубоко потерянным в лабиринте, из которого нет выхода. Основанный на романе Пьера Буало и Томаса Нарсежака (которые до этого предоставили источниковый материал для «Дъявольщины»), «Головокружение» привлек Хичкока по причинам, которые становятся яснее, чем больше ты знаешь о личности режиссера. «Головокружение» по сути является признанием Хичкока перед своими зрителями в том, что его одержимость и желание переделывать женщин заключаются в персонаже Стюарта, а идеальная женщина Хичкока заключена в Мадлен. «Головокружение» — это также шедевр кино, в котором есть одно из наиболее значительных технических открытий за всю его историю — тележка убирается, зум в кадре, что визуально передает подташнивающее ощущение головокружения. В результате получился кадр только Хичкоковский, какого ранее не было ни в одном фильме, кадр, который всегда будет нести его печать. Более того, сама подготовка к производству более напоминает отдельную историю. Хичкок снимал Веру Майлз в «Не том человеке» и был уверен, что она снимется в «Головокружении». Все это было бы в полном соответствии с его традицией: холодная блондинка, чья похотливость шлюхи прячется под приличной, скромной одеждой и простой прической. Но план его был нарушен, когда Майлз вышла замуж и забеременела. «Я потерял к ней интерес. Я не смогу снова войти в ритм с нею»,— говорил Хичкок в интервью, но позже он кинул ей кость в «Психозе». Тогда он убедил Новак взять эту роль; ее сомнамбулистские качества делали ее в этой роли очень эффектной, но ему и Эдит Хед пришлось чертовски потрудиться, чтобы заставить окрасить волосы чуть потемнее. Может быть, Новак и есть невоспетая квинтэссенция героини Хичкока. Хичкок сам описывал одержимость персонажа Стюарта героиней Новак как «форму некрофилии»; страшно, когда думаешь, что режиссер воссоздавал вновь и вновь девушку своей мечты. Героиня Новак унижается, так как ее собственная личность должна стать тем, чего от нее хотят мужчины. Чувствовала ли она унижение, когда Хичкок и Хед пытались похоронить существующую Новак? Чувствовала ли она себя от этого дешевой пешкой, которую заставляют изображать из себя леди, которая сама в свою очередь выдает себя за другую в пределах, очерченных параметрами роли? И как много от реальной Мэрилин Новик вошло в этот созданный образ Ким Новак? Последняя была звездной персоной, помещенной в ситуацию, в которой с самого начала нельзя было остаться довольной. Ее считали наследницей Хэйуорт и угрозой Монро, удивительно, что Новак так проскользнула в истории кино…» (Иванов М.) Интересные факты: Награды: |