Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Ричард С. Кастеллано, РобертДювалл, Стерлинг Хэйден, Джон Мэрли, Ричард Конт, Эл Леттьери, ДайанКитон, Эйб Вигода, Талия Шайр, Джанни Руссо, Джон Казале, Руди Бонд, ЭлМартино, Моргана Кинг, Ленни Монтана, Джон Мартино, СальватореКорситто, Ричард Брайт, Алекс Рокко, Тони Джорджио, Вито Скотти, ТереЛиврано, Виктор Рендина, Джанни Линеро, Джули Грегг, Арделл Шеридан,Симонетта Стефанелли, Анджело Инфанти, Коррадо Гайпа, Франко Читти,Сара Урци, Кармине Коппола, Джан-Карло Коппола, София Коппола, СонниГроссо, Луис Гасс, Рэнди Юргенсен, Тони Лип, Ник Валлелонга
Страна:
США, 1972
Студия:
Бюджет:
$ 6,000,000
Премьеры
США:
Россия:
Украина:
О фильме:
1940-е,конец Второй мировой.В Нью-Йоркс войны возвращается Майкл Корлеоне,младший сын дона Вито Корлеоне, главы могущественного гангстерскогоклана. Когда-то Вито мечтал,что Майкл станет единственным его сыном,который не будет иметь отношения к семейному бизнесу. Волею судебМайклу предстоит взять на себя бразды правления, оттеснив старшегобрата Санни,и стать новым крестным отцом…
Интересные факты:
Премьера в Америке – 24 марта 1972.
Бюджет фильма – млн.
Сборы в прокате – 4.9 млн.
Съемочный период: 29 марта – 6 августа 1971.
Первая часть легендарной гангстерской трилогии по роману Марио Пьюзо. Спустя два Коппола и Пьюзо переработают сюжетные линии романа, не вошедшиев первую серию, и снимут продолжение. А в 1990-м напишут оригинальный сценарий для третьей части.
Фильм должен был снимать Элиа Казан. Руководство Paramount было уверено, что только Казану удастся справиться с Брандо,и оказалось недовольно, что его заменил менее опытный Фрэнсис Форд Коппола. Как ни странно, Брандо поддержал Копполу, заявив, что уйдет из фильма, если того уволят.
Первоначально это был малобюджетный проект обычного гангстерского фильма, где действие происходило бы не в прошлом, а в наши дни. Paramount даже не хотела тратиться, предлагая снять фильм целиком на голливудских площадках. Лишь по настоянию художника Дина Тавулариса действие фильма разворачивается в настоящем Нью-Йорке, а не созданном в Голливуде.
Известно, что в романе Марио Пьюзо образ актера Джонни Фонтэйна, с помощью дона Корлеоне получившего роль в голливудском фильме, мог быть списан с Фрэнка Синатры. Синатра ненавидел роман и заранее был настроен против фильма. Однако в интервью Коппола утверждал, что Синатра лично предлагал ему себя на роль Вито, хотя режиссер уже знал, что роль сыграет Марлон Брандо. Таким образом, это третья лента,в которой главного героя мог сыграть Синатра, но сыграл Брандо – после фильмов «В порту» (1954) и «Парнии куколки» (1955).
Впрочем, сам Пьюзо уверял, что не списывал своего Джонни с Синатры. Тем не менее, когда пошли такие слухи, Синатра вышелиз себя, отказался говорить с Пьюзои передал тому через своего приятеля Джилли Риццо пару «ласковых» обращений.
На роль Санни режиссер выбрал актера Кармине Кариди. Но по требованию шефа ParamountРоберта Эванса одного из братьевобязательно должен был играть актер-звезда. Так как Аль Пачино на тот момент был мало известен, чтобы не потерять его, Копполе пришлось пойти на уступки и отдать роль Санни Джеймсу Каану. В качестве компенсации Кармине Кариди получил небольшую роль в «Крестном отце-2» (1974).
На роль Майкла претендовали Уоррен Битти, Мартин Шин, Берт Рейнолдс, Джек Николсон, Дастин Хоффман, Райан О'Нил и даже Ален Делон. Пробы на роль Майкла прошел и Джеймс Каан, которому достался Санни.
Роберт Эванс в этой роли видел Роберта Редфорда и утверждал, что актеротлично подходит на тип «северного итальянца». В какой-то момент Коппола едва не потерял Аль Пачино, который, расстроившись, что роль уходит от него, даже подписал контракт на съемкив другой гангстерской ленте – «Бандит, который не просто стрелял» (1971). Когда же Paramount все-таки решила отдать роль Пачино, ей пришлось заодно выкупить контракт Пачино у Metro-Goldwyn-Mayer.По иронии судьбы, роль в «Бандите…» перешла к малоизвестномуРоберту Де Ниро, чей звездный час пробил во втором «Крестном отце».
Другой казус с Пачинои ДеНиро был связан с фильмом «Бей в барабан медленно» (1973). В этой ленте Пачино должен был сниматься до «Крестного отца»; Копполе удалось вытащить его из этого малопродуктивного проекта. И вновьэта несыгранная роль Пачино досталась Де Ниро.
Роберт Де Ниро пробовался на роль Санни и на роль Майкла. Коппола твердо держалсяза Пачино,а Санни отдали звездному Каану. Тогда Де Ниро прошел пробы на роль Карло Рицци, мужа Конни Корлеоне.
Ходили слухи, что роль Санни получил Берт Рейнолдс, но с ним отказался работать Брандо, мотивировав тем, что Рейнолдсу больше подходит телевидение, а не кино.
На роль дона Вито Корлеоне также претендовали Лоуренс Оливье, Эрнест Борнайн, Эдвард Дж. Робинсон, Джордж С. Скотт и даже Орсон Уэллс.
«Крестный отец» мог стать звездным часом для так и не прославившегося актера Тимоти Кэри.Но Кэри отклонил предложение Копполы и предпочелкарьеру на ТВ.
На роль Джонни Фонтэйна претендовали Фрэнки Авалон и Вик Дэймон.
Серджио Леоне предлагали снимать «Крестного отца». Он отказался, позже сожалел о своем решении, хотя создал столь же значительную гангстерскую сагу – «Однажды в Америке» (1984).
От съемок фильма также отказался Питер Богданович.
Коппола и Марио Пьюзо намеренно убрали из сценария слово «мафия».
Над сценарием также работал Роберт Таун. Ему принадлежит разработка сцены, где Вито предупреждает Майкла, что на него может быть совершено покушение.
Только члены семьи Корлеоне произносят свою фамилию с -е- на конце. Все остальные герои произносят «Корлеон».
Марлон Брандо хотел, чтобы его дон Вито выглядел «как бульдог». Для этого он набил щеки ватой. А знаменитый гортанный голос Вито он «позаимствовал» у настоящегогангстера Фрэнка Костелло, которого увидел по телевизору (показывали судебные слушания с Костелло1951 года).
В знаменитой сцене, где семья Корлеоне весьма действенным способом уламывает голливудского продюсера отдать роль Джонни Фонтэйну, была использована настоящая лошадиная голова.
Ленни Монтана, сыгравший Луку Брази, настолько волновался,что ему придется работать с Брандо,что не смог скрыть нервозность и правильно произнести свои реплики. Копполе показалось, что это настоящее,а не сыгранное волнение очень идет Брази, и оставилэти сцены в фильме, просто переозвучив их.
Где-то на задворках Paramount Брандо нашел бродячую кошку и взялее для начальных сцен; в сценарииу донаВито не было на руках никакого животного.
Когда люди дона Вито заносят его по ступенькам в дом, под Марлона Брандо намеренно подложили еще дополнительный груз, чтобы было видно, как тяжело нести это грузное тело.
Брандо не удосужился запомнить свою роль и в течение съемок все время пользовался карточками-подсказками.
В сцене с апельсинамив витрине магазина можно заметить рекламу грядущего боксерского поединка Джека Ла Мотты с Тони Беллом, который состоялся 9 января 1946-го. Ла Моту в 1980-м году сыграл Роберт Де Ниро в фильме «Бешеный бык».
Апельсины, как скорое предвестие гибели, появятся во второй и третьей части трилогии.
Национальная сицилийская шляпа, которую носят телохранители Майкла, называется «коппола».
Если не братьво внимание морскую форму, Майкл не носит шляпу до тех пор, пока его не вовлекаютв семейный бизнес.
София Коппола, дочь режиссера, появляется в маленьком эпизоде. Еще в одном эпизоде ее можно заметить во второй серии, а в третьей онаи вовсе сыграет большую роль. Правда, практически все критики назовут ее игру ужасной, и Софии даже вручат две премии «Золотая малина» (Razzie). Позже она возьмет реванш, когда сама станет кинорежиссером.
Это первая лента в истории «Оскара», которая была названа лучшим фильмом года, и при этом действие в ней частично разворачивалось в Лос-Анджелесе, рассказывала о киноиндустрии, а в кадре можно было увидеть саму статуэтку «Оскар».
Сицилия 70-х показалась создателям фильма слишком урбанизированной, слишком развитой, поэтому свою Сицилию 40-х они нашли в городке Савока.
Обильные еда и питье – один из ключевых образов фильма. Насчитывают 61 сцену,в которых герои едят и пьют или в которых есть изображения пищи.
Композитора Нино Рота уже было номинировали на «Оскар»за лучшую музыку (и он наверняка получил бы заслуженный приз), но стало известно, что его музыкальная партия – переработка его же музыки к старому фильму Эдуардо Де Филиппо «Фортунелла» (1958). Номинацию сняли; справедливость была восстановлена спустя два года, когда Рота разделил «Оскар» с Кармине Копполой за второго «Крестного отца».
Позже операторские находки Гордона Уиллиса разошлись в массе других фильмах. А во время съемок руководство Paramount крайне раздражали постоянные темные сцены в фильме. Они требовали изменить метод съемки, но Уиллиси Коппола отказались подчиняться.
В сцене, где Санни избивает на улице своего сводного брата Карло, Джеймс Каан слишком перестарался и по-настоящему сломал Джанни Руссо два ребра и повредил ему локоть.
На съемки другой сцены, где Санни избивает Карло, ушло четыре дня.
Согласно Джанни Руссо, Брандо требовал, чтобы его, Руссо, непрофессионального актера, ни разу не снимавшегосяв кино, убрали из проекта. Руссо изобразил перед Брандо разъяренного мерзавца, и гений сменил гнев на милость.
Санни поигрывает тросточкой, которая принадлежит его отцу. На самом деле эта трость принадлежала Аль Пачино; ему пришлось обзавестись ей, когда во время съемок побега Майкла из ресторана (после убийства Соллоццо и МакКласки)он сильно повредил ногу.
Коппола утверждает, что неправильно говорить «дон Корлеоне». В итальянском языке «дон» что-то сродни слову «дядя», а значит должно стоять перед именем (дон Вито или дон Майкл), но никакне перед фамилией. Но Марио Пьюзо, который был не слишком обременен знанием итальянского, использовал слово «дон» именно перед фамилией, и после него это вошлов моду.
У Роберта Дювалла (Том Хэйген) была единственная просьба к авторам фильма – он хотел, чтобы для его героя «сделали самый лучший парик».
Евреи Джеймс Каан и Эйб Вигода играют итальянцев. Итальянец Алекс Рокко играет еврея Мо Грина.
В фильме насчитывают 18 мертвых тел (включая бедную лошадь).
Когда дон Вито сердитсяна Джонни,он называет его «финоччио». По-итальянскиэто оскорбительное прозвище для гомосексуалиста.
Когда Майкл и Кэй (Дайан Китон) обедают вместе, звучит песня Ирвинга Берлина «Вся моя жизнь».
Продюсер Джек Волтц получил свое имя в честь легендарного Джека Л. Уорнера, а сам его образ был скопирован с не менее легендарного Луиса Б. Майера.
Награды:
Оскар-1973
лучший фильм
лучшая мужская роль — Марлон Брандо
лучший адаптированный сценарий - Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола
лучший мужская роль второго плана - Джеймс Каан (номинация)
лучший мужская роль второго плана - Аль Пачино (номинация)
лучший мужская роль второго плана - Роберт Дювалл (номинация)
лучший звук — Чарлз Грензбах и др.(номинация)
лучшие костюмы — Анна Хилл Джонстон (номинация)
лучший режиссер — Фрэнсис Форд Коппола (номинация)
лучший монтаж - Уильям Рейнолдс, Питер Зиннер (номинация)
лучшая музыка — Нино Рота (номинация)
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администрации.">