О фильме: Петр Луцик — личность достаточно легендарная. Их совместное сценарное творчество с Алексеем Саморядовым («Дюба-дюба», «Гонгофер», «Дети чугунных богов», «Лимита») взорвало постперестроечный российский кинематограф. С помощью этих сценаристов и их коллег (таких, как Залотуха, к примеру) наше новое кино приобрело свою, так сказать, фирменную стилистику: черный юмор, сюрреалистический и одновременно жизненно близкий всем нам сюжет, использование актеров в нехарактерных для них ролях, нестандартный киноязык. После нелепой гибели Саморядова Луцик несколько лет ждал реализации их последнего сценария «Окраина» и в конце концов решил взяться за это сам. Дебют удался. Фильм получил положительные рецензии как в «Искусстве кино», так и в газетах «МК» и «Правда» (причем за совершенно разные вещи), добился славы самого скандального фильма последних лет, был номинирован на «Нику». Петру Луцику удалось создать абсолютно уникальное постмодернистское творение, вобравшее в себя даже не сколько отсылки, а скорее сам дух и русской языческой мифологии, и нового европейского кинодвижения, и классического советского кинематографа (в том числе барнетовской «Окраины»). Тончайшее чутье драматурга и киномана позволило Луцику добиться удивительного равновесия всех слагаемых картины: зверская жестокость кажется смешной (и в то же время справедливой), а юморок героев кажется зверским (и в то же время человеческим донельзя). При этом после картины совершенно не остается тяжелого впечатления, ибо все, что происходит на экране, настолько кинематографично, что представляется страшной сказкой, рассказанной на ночь, «добрым молодцам намеком». Сюжет прост. Русские мужики, заметенные снегом и застуженные морозом, идут по инстанциям, отвоевывая отнятую под нефтяные разработки землю. Отвоевывая и выгрызая зубами в прямом смысле слова. На финишной прямой они выходят на столичных чиновников, олицетворяющих «чистое зло» и побеждают их, попутно взрывая половину Москвы. Но сюжет здесь играет роль второстепенную, как в фильме «Мертвец» Джима Джармуша или в романе «Улисс» Джойса. Главное — то удовольствие, которое любому кинолюбу доставляет просмотр ленты (причем желательно неоднократный). Интересные факты: Награды: |