Рой Шайдер, Ричард Дрейфусс, Роберт Шоу, Лоррэйн Гэри, Мюррей Хэмилтон, Карл Готтлиб, Джеффри Крамер, Сюзан Бэклайни, Джонатан Филли, Крис Ребелло, Джэй Мелло, Ли Фьерро, Джеффри Вурхис, Крэйг Кингсбери, доктор Роберт Невин, Питер Бенчли, Тед Гроссман
Страна:
США, 1975
Студия:
Бюджет:
$ 12 000 000
Премьеры
США:
20 июня 1975
Россия:
Украина:
О фильме:
Маленький курортный городок Эмити где-тов Новой Англии взбудоражен кошмарными событиями – ночной прибой выбрасывает на берег обезображенные тела неосторожных одиночек. Прибывший в городок ихтиолог Хупер уверен, что набегина Эмити совершает гигантская белая акула. Шеф полиции Мартин Броди пытается закрыть курорт, но сталкиваетсяс противодействием властей. Опрометчивое желание мэра не растерять туристов выходит боком – акула продолжает атаковать. Броди и Хуперв компаниис морским волком Квинтом выходят в открытый океан, чтобы дать отпор чудовищу…
Интересные факты:
Съемочный период: 2 мая – 15 сентября 1974.
Первым выбором Спилберга на роль Квинта был Ли Марвин.
Стивен Спилберг приглашал на роль Квинта Стерлинга Хэйдена. Увы, у Хэйдена были проблемы с налоговой инспекцией, и попытка студии помочь ему ни к чему хорошему не привела.В результате, Хэйдена заменил Роберт Шоу.
Те же проблемы с налоговиками пережил и Роберт Шоу; после съемок фильма он даже был вынужден бежать из страны. Актер скончался спустя три годав Ирландии.
На роль шерифа Мартина Броди пробовался Чарлтон Хестон.
На роль Мэтта Хупера претендовали Джефф Бриджес, Тимоти Боттомс, Джон Войт и Жан-Майкл Винсент.
Сам Питер Бенчли, создатель литературных «Челюстей», мечтал увидеть в фильме Роберта Редфорда, Пола Ньюмана и Стива МакКуина.
Мюррей Хэмилтон был единственным претендентом на роль мэра города Эмити и первым актером, которого Спилберг позвал в фильм.
Спилберг пригласил Лоррейн Гэри на роль жены шерифа после того, как увидел ее в телефильме «Убийства Маркус-Нельсон» (1973); он счелее игру очень естественной.
Считается, что в фильме нет больших звезд.Это было сознательное решение продюсеров Ричарда Ф. Занука и Дэвида Брауна; они сочли, что слишком звездные лица будут отвлекать зрителей от напряженной истории.
Перед съемками Спилберг в компаниис друзьями-коллегами Джоном Милиусом и Джорджем Лукасом посетили студию спецэффектов, где была произведена устрашающая гигантская акула. Шутки ради Лукас сунул экспонату головув пасть,а Милиуси Спилберг шутки ради захлопнули эту пасть. Лукас застрял не на шутку – искусственная акула отказывалась дальше функционировать. Когда же создателя «Звездных войн» удалось освободить, вся троица срочно ретировалась, испугавшись, что неисправность акулы повесят на нее.Случай оказалсядовольно символическим – весь фильм съемочную группу терзали технические неудачи. Так, акулу не стали тестировать на водеи сразу привезли на съемки. Она тут же утонула; ее пришлось доставать со дна океана.
История Квинта, которую бывалый морской волк поведал Броди и Хуперу, была придумана драматургом Ховардом Сэклером, расширена Джоном Милиусом и переписана самим Робертом Шоу. Когда Шоу представил на суд свое творение, Питер Бенчли и сосценарист Карл Готтлиб заявили, что это то,что нужно.
На тест-просмотрах аудитория заорала от ужаса, когда пасть акулы показалась в отверстиев днище лодки. Спилберг срочно переснялэту сцену, использовав бассейн монтажера фильма Верны Филдс – чтобы зрители кричали еще громче.
Специально на съемочный «пляж» нагнали побольше кричащей толпы; каждому статисту заплатили по 64 доллара.
Пес шерифа Броди принадлежал Стивен Спилбергу.
Сцена гибели Алекса Кинтнера (Джеффри Вурхис) получилась настолько страшной,что ее пришлось вырезать – чтобы получить возрастной рейтинг PG.
Звуки взорванной акулы те же, что и в «Дуэли» (1971) Спилберга – когда дьявольский трейлер в финале падает со скалы.В свою очередь, этот звуковой эффект режиссер позаимствовал из «Чудовищав Черной лагуне» (1954) Джека Арнолда.
Для того, чтобы имитировать звук тонущей женщины, актриса Сюзан Бэклайни набрала в рот воды, запрокинула голову и прополоскала горло перед микрофоном.
Спилберг назвал акулу «Брюс» – в честь своего адвоката.
Оглушительный успех фильма слишком быстро поторопились связать с именеммонтажера Верны Филдс. Именно ей, а не малоизвестному 28-летнему Спилбергу достались почти все лавры, включая и премию «Оскар». После этого Спилберг перестал приглашать Филдс в свои фильмы, хотя и многомуу нее научился. По горькой иронии судьбы, «Челюсти» стали вообще последней работой Филдс; она скончалась от рака в 1982 году.
Спилберг появляется камео как кларнетист на пляже.
Питер Бенчли тоже появляется на берегу – в качестве репортера.
Мэтт Хупер вспоминает историю нападения акулы в Джерси Бич, реально случившуюся в 1916 году. Последовательность атак той акулы перенесены в фильм – сначала погиб пловец во время прибоя, потом собака, потом мальчик, потом точно так жена берег приливом выбросило оторванную ногу.
Это первыйв истории кино фильм, добравшийся в прокате до 0-миллионной отметки. Выпущенный летом 1975-го, фильм собрал в кинозалах67 миллионов американцев и заслужил право считаться первым летним блокбастером.
Роберт Шоу никак не могна съемкахнайти общий язык с Ричардом Дрейфуссом. Их противостояние на площадке придало остроты напряженным отношениям Хупера и Квинтав самом фильме.
Питер Бенчли как-то заявил,что если бы знал, как на самом деле ведут себя акулы, он никогда быне написал свой роман.
Имя Квинт переводится с латинского как «пятый». Квинт станет пятой посчету жертвой акулы.
Лодка Квинта называется «Орка». Так будет называться и вышедший через два года фильм Майкла Андерсона, который в советском прокате получит название «Смерть среди айсбергов». Кстати, Орка – это кит-убийца, известный морской враг акулы.
В одной из сцен неутешная миссис Кинтнер (Ли Фьерро) дает пощечину шерифу Броди. Рой Шайдер рассказал, что актриса не рассчитала и влепила ему настоящую, весьма ощутимую пощечину. Как шутил актер, это была самая болезненная его травма за всю карьеру.
Как ни странно, музыка Джона Уильямса вначале показалась Стивену Спилбергу слишком забавной. Позже, впрочем, он признавался,что без нее фильм наполовину не получился бы таким успешным.
Спилберг в три раза превысил отпущенный ему съемочный график – вместо запланированных52 дней съемки длились 155 дней.
«Челюсти-2» появились уже через три года;от прежнего актерского состава в новом фильме Жанно Шварца остались Рой Шайдер, Лоррейн Гэри и Мюррей Хэмилтон.В 1983-м была выпущена лента «Челюсти 3-D», рассчитанная на кинотеатрысо стереозалами; бытует мнение, что фильм провалился в прокате, хотя это не совсем так – в Америкеи по всему миру он собрал денег в четыре раза больше своего бюджета. Мания продюсеров выжимать из идеи все соки закончилась в 1987-м – когда вышел действительно провальный фильм «Челюсти: Месть», где вновь действовала жена шерифа Броди (Гэри) и ее сын Майкл Броди (Лэнс Гест), а в качестве «свадебного генерала» в ленту был приглашен Майкл Кэйн.
Награды:
Оскар-1976
лучший монтаж —Верна Филдс
лучшая музыка — Джон Уильямс
лучший звук — Роберт Л. Хойт и др.
лучший фильм — Ричард Д. Занук, Дэвид Браун (номинация)
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администрации.">